История Храма

«Надо верить, что Господь с нами. »

 Алексий II


ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДА СПАСА В ИЕРУСАЛИМ в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Церковь относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени.

По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, в качестве ее основателя вполне мог выступить один из рязанских князей, вероятнее всего князь Олег, стремившийся создать крепость для подступов к городу со стороны Москвы. Тем не менее подлинная история возникновения монастыря неизвестна.

Монастырь и его собор посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим. Храм двухуровневый. Верхний храм освящен в честь Входа Господня в Иерусалим. Нижний – во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века.

Икона вход Господа в Иерусалим
В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: 

«Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня».

В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний.

В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан».

В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия.

В 1700 году в монастыре было 12 крестьянских дворов.

1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.

На этом прошении есть отметка о выдаче антиминса. Однако в описи монастыря 1764 г., составленной поручиком Семеном Берсеневым, упоминается о хранившемся в этом приделе антиминсе, освященном «в лето 1700 г.». Возможно, при перевозе Покровской церкви из Тропарево в Спасский монастырь был сохранен антиминс, выданный в этот храм в 1700 году.


Екатерина вторая история

26 февраля 1764 года Императрицей Екатериной Великой был подписан Указ о секуляризации монастырского землевладения. В соответствии с Указом из 954 монастырей упразднялись 418. 226 монастырей отныне стали получать денежное содержание от государства. Эти монастыри были разделены на три класса по уровню содержания.

Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. 

Очень скоро и заштатные монастыри были сокращены до 161. 

Поскольку в монастыре Спаса входа в Иерусалим было всего три монаха: игумен Иосиф –«из монастырских слуг», иеромонах Филарет - из вдовых священников, и монах Симеон – из купцов, а также поп Григорий Иванов, дьякон Иоаким Артамонов, несколько служителей и 4 отставных солдата на монастырском пропитании, монастырь был ликвидирован сразу после первого указа Екатерины Великой.

Надо отметить, что перед упразднением монастыря он пришел в ветхость и разрушение, своды храма «разсълись», на колокольне «крестъ отъ вътру сломленъ, глава въ ветхости», и вся колокольня «отъ верху до паперти разсълась».

На фоне строительства храмов в Верее Входоиерусалимская церковь как бы оказалась в стороне от активного храмостроительства и переустройства. Наоборот, нижний храм во второй половине XIX в. пришел в запустение, отсырел и требовал ремонта, пришел в ветхость и причтовый дом.

В конце XIX века в нижнем храме, который до этого не использовался, трудами графини Толстой был возобновлен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Активные работы по ремонту храма начались в конце XIX и были продолжены в начале XX в.

20 июля 1882 года на звоннице было установлено шесть колоколов. Самый большой в 35 пуд. 31 фунтов, самый маленький в 1 пуд. Пожертвованы они были крестьянином деревни Хрупенки Яковом Дмитриевым с завода Самгина.

К 1885 году относится общий ремонт и окраска церкви. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, разобрано около 1886 г., еще раньше утеряна северная паперть.


В 1905 году была устроена солея с мозаичными полами.

В 1904-1905 гг. церковь была впервые расписана внутри, часть этих росписей сохранялась вплоть до начала восстановления храма в 2007 г., был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорошо видны на фотографии храма 1912 года.

Живопись уничтожена в 1934 году. Иконостас – позднее.

Между левым клиросом и входом в алтарь как бы на страже имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений. 

храм Входа Господня в Иерусалим в середине 20-го века.

Сохранилась фотография объемного резного изображения Святителя и Чудотворца Николая (Николы Верейского) начала XX века. Главной внешней отличительностью образа Николая Угодника (Николы Верейского) является его необычное для русской православной церкви скульптурное изображение.

В 1877г. Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе было довольно редкое явление для России того времени.

Около церкви имелось кладбище, надгробные памятники видны и сейчас. На территории храма есть и захоронение 1941 года. От упавшей немецкой бомбы при авиационном налете 17 октября 1941 года были убиты жители Вереи – 15 –летняя Беляева Татьяна и 3-х летняя Ничикова Людмила.

В 1934 г. храм был закрыт, хотя не функционировал он уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях.

В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий

В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан.

Памятник частично реставрирован в 1960-х годах. В процессе восстановительных работ, проведенных под руководством Н.Н.Свешникова, разобрана пристройка при входе в нижний храм, здание было покрыто тесом, главы – лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств.

В 2000 г. церковь передана православной общине

В 2006 году началось активное восстановление Входоиерусалимской церкви. За 6 лет храм практически полностью восстановлен и вновь предстал во всей своей красоте. Восстановлен не только сам храм, но и угловые башни, крепостные стены. В ходе восстановления церкви, начатого в 2006 году, купола, покрытые деревянными лемехами в 1960-х гг., были демонтированы и заменены на медные.

14 марта 2012 г. после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Входа Господня в Иерусалим состоялось торжественное освящение восьми колоколов для храмовой звонницы. Вес самого большого колокола «Архангел Михаил» 164 кг. Летом 2012 года установлен и самый большой колокол - «Благовест», вес которого 700 кг.



КрестыБлаговестВенчание


 

    В 2012 году при входе на территорию храма направо от входных ворот    открыта  церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили  Дмитровские иконописцы.

     В этом же году в верхнем храме появилось объемное резное изображение  Святителя Николая (Николы Верейского). Установлено оно на том же самом  месте, где находилось до разорения храма- за клиросом.

Посетители Входоиерусалимского храма не могут не обратить внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери. Выполнены эти иконы в 2011 году Алексеем Жучковым и Светланой Темчук из мастерской церковного искусства «Благовещение».

То, что сделано мастерами по реконструкции и восстановлению Входоиерусалимской церкви, иначе как чудом, назвать нельзя. Наверное, никогда за всю свою историю Входоиерусалимская церковь не выглядела так великолепно, как сейчас: сочетание белоснежных крепостных стен, украшенных выполненными специально для этого храма цветными изразцами, и величественного храма – это подлинное произведение русского искусства, созданного мастерами XVI века и бережно сохраненного и приумноженного современными архитекторами, иконописцами, кузнецами, резчиками по дереву и рабочими.

Иконостасы верхнего и нижнего храмов выполнены по проекту художника Виктора Криван.

Работы и в храме, и на территории продолжаются. Шедевр русской архитектуры, переживший годы запустения и разрухи, будет удивлять многих туристов, паломников, любителей красоты, художников. Он дает надежду на то, что и вся наша страна возродится.


Панорама





Новости

  • 28.02.2017

    Во время Великого поста соборование будет проходить каждое воскресенье после Литургии. далее..
  • 31.07.2016

    В день празднования Рождества Святителя и Чудотворца Николая
    11
    августа во Входо-Иерусалимском храме состоится торжественная служба, по окончании которой Крестный ход с образом Николая Верейского пройдет по улицам Вереи.
    Приглашаются прихожане всех храмов и все желающие.
    Начало Литургии в 9.00
    Крестного хода в 10.30
    далее..
  • 11.10.2015

    ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
    Начался новый отопительный сезон. Благодаря вашей помощи мы смогли оплатить долги за отопление.
     Но и в этом сезоне Входо-Иерусалимский храм нуждается в вашей помощи на оплату отопления.
    Просим, всех кто может, нам помочь.
    Реквизиты указаны в разделе КОНТАКТЫ.
    При оплате по указанным реквизитам в графе назначение платежа обязательно указывайте: На коммунальные платежи. Без НДС.
    далее..
  • 02.08.2015

    В день празднования Рождества Святителя и Чудотворца Николая
     11 августа во Входо-Иерусалимском храме состоится торжественная служба, по окончании которой Крестный ход с образом Николая Верейского пройдет по улицам Вереи. Приглашаются прихожане всех храмов и все желающие.
    Начало Литургии в 9.00
    Крестного хода в 10.30
    далее..
copyright 2014